ВЛАДИМИР АЛБОРОВ:

«МАХЛАЙ МНЕ ДОВЕРЯЛ»

Владимир Юрьевич Алборов в 1995 году был директором по реконструкции и внедрению в этой работе трудно переоценить. производств, когда ему поручили вплотную заняться ходом сооружения порта.

— Я закончил Днепропетровский химико-технологический институт в 1973 г. Поехал работать в Грузию, на Руставский азотно-туковый завод. Начинал я там аппаратчиком и дорос до начальника цеха аммиака. У меня вообще было стремление работать на аммиачных производствах. Затем меня перевели на Дорогобужский завод азотных удобрений в Смоленской области. Там я отработал до 1987 года, от начальника производства катализаторов до зам. главного инженера по производству. О «Тольяттиазоте» я был наслышан, еще работая в Рустави. Это всегда был флагман по аммиаку, другого подобного завода нет больше в мире.

А в сентябре 1987 году я был направлен «Союзазотом» на тольяттинский завод — ТоАЗ. Начал в должности начальника производственного отдела и зам. главного инженера по производству. В апреле 1988 года возник вопрос: нужен главный инженер. Махлай выбрал меня. И с тех пор мы работали с ним вплоть до 2001 года в паре: он — генеральный директор, я — главный инженер. Эти 14 лет мне много дали в этой жизни. Он давал мне возможность набираться уникального опыта. Ну и нагружал, конечно, как следует. У него натура такая. Благодаря ему, а также всему коллективу (и моя роль в том была), мы вышли в 1989 году на максимальные нагрузки. Это январь-февраль 1989 года, когда мы дали максимальную выработку на всех семи агрегатах аммиака. Тогда еще завод рассчитывался с Армандом Хаммером, и вся продукция шла на экспорт.

Потом был процесс приватизации. Махлай мне доверял, и под его руководством мы приватизировали завод. Он хорошо понимал, что нужна не одна нога, а две-три и развивал второстепенные производства. Например, производство керамики, которое мы начали строить в 1989 году, а также другие объекты. Я был одно время директором на заводе Волгоцеммаш, который тоже присоединили к Корпорации. На Шекснинском комбинате я отработал один год, оставив после себя Наквасина, который хорошо себя зарекомендовал.

Как показало время, все это было правильно задумано. Потому что, как только начался развал «соцэкономики», закончилось плановое государственное выделение средств, и централизованно деньги уже не выделялись. Рассчитывать пришлось только на собственные средства.

Махлай избрал схему: делать все своими силами. И мы стали развиваться за счет своих средств. Потом был распад СССР, и возник вопрос: как жить дальше? Трубопровод был перерезан на две части на границе с Украиной. Стали мы прорабатывать вопрос, как сделать ответвление на Черное море, где нужно бы построить свой порт по перегрузке аммиака. Определили, что самое лучшее место — поселок Волна у мыса Железный Рог, и остановились на этом участке. Была поставлена задача — построить там порт. На первом этапе предполагалась транспортировка жидкого аммиака в цистернах. Второй этап — строительство ответвления от трубопровода «Трансаммиак» около г. Россошь. Будущее, я думаю, за вторым этапом. Но эта задача в финансовом смысле пока что неподъемная.

И мы стали прорабатывать наш проект на Тамани. С губернатором Николаем Игнатовичем Кондратенко отношения складывались деловые и очень конструктивные. Моя задача состояла в организации всей этой работы на первоначальном этапе. Весь наш коллектив был привлечен к этой работе, мы вплотную работали с ТИАПом (Тольяттинский институт азотной промышленности). Главным инженером там был Виктор Назарович Пащенко. Я отвечал за организационно-техническую часть. Он — за проектирование, согласование и т. д. Работали мы большой командой. При мне строили железнодорожную ветку. Отвечал за это строительство Воронов Сергей Кириллович — это были железнодорожные войска. У Махлая общий стиль — работа командой. Он задает идею, контролирует ее, а команда реализовывает.

Пока губернатором был Кондратенко, все шло гладко и хорошо. Были налажены отношения с главой Темрюкского района Александром Александровичем Ермоленко. Директором строительства порта был назначен Леонид Иванович Киселев, до этого бывший секретарем Темрюкского райкома партии и затем начальником Таманского управления эксплуатации газопроводов. Шла хорошая и конструктивная работа. Зам. главного архитектора Темрюкского района Олег Михайлович Бердыш конструктивно сотрудничал с нами. Это был продуктивный период согласовательных и строительных работ, и в то время никто не пытался нам помешать.

Потом главой края стал А. Н. Ткачев. И тут как «черная кошка» между нами пробежала. Процесс согласований и утверждений стал проходить очень тяжело. В этот момент на строительстве порта все как будто остановилось. Все встало на бюрократическую букву закона, и все вопросы стали решаться очень тяжело. Параллельно все равно шло проектирование, но работать практически стало просто невозможно. А на мне была вся увязка на местах, ведь мы отдавали документацию на экспертизу. Эта непонятная ситуация продолжается до сих пор еще с тех времен. И этот негатив очень сильно мешает.

Как бы там ни было, я благодарен Махлаю за возможность набраться опыта — как жизненного, так и производственного. То, что этот порт нужен России, очевидно. Нужно будет еще трубопровод туда тянуть, чтобы минимизировать расходы на транспортировку цистерн. Но пока что идет непонимание. Не могу быть судьей и рассуждать, от кого эта инициатива исходит. Может быть, тут замешана наша русская «зависть» — она ведь всегда была. Но все это очень сильно мешает Махлаю довести свое дело по возведению современного порта на Черном море до конца. Но я уверен: порт все равно будет — не утопят же в море то, что мы строили годами.

ВСТУПЛЕНИЕ НАЧАЛО НАЧАЛ КАРЬЕРА СТРОЙКИ БОРЬБА ПУБЛИКАЦИИ НАГРАДЫ

Владимир Николаевич

Махлай

Вступление

Начало начал

Награды

Карьера

Стройки

Борьба

Публикации

Влади́мир Никола́евич Махла́й (род. 9 июня 1937, Губаха, Пермская область, РСФСР) — российский инженер, экономист, крупный предприниматель.

Основной владелец компании «Тольяттиазот», почти пятнадцать лет занимал должности президента и председателя совета директоров корпорации, но в мае 2011 года отошёл от дел.

Общение - жизнь!

Контактная информация: vnmgubaha@gmail.com